Выберите город

search
Город с таким названием не найден...
Попробуйте снова!
(067) 440-55-46
(093) 884-72-01
г. Винница, ул. Келецкая, 126А
10.08.2017

Поделиться:

197784

4 типа восприятия информации

Тип информационного восприятия влияет на эффективность обучения ребенка. Если с раннего детства знания будут подаваться малышу исходя из того, каким образом он воспринимает окружающий мир, то результативность обучения повысится в разы.  Но, безусловно, необходимо развивать все каналы.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря ним в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний.

дети визуалы

Как воспринимается информация?

Восприятие информации – это знакомство человека с предметами, объектами и людьми, которые его окружают. Информация воспринимается людьми с помощью пяти чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Мы слышим музыку, пробуем еду, смотрим фильмы, пожимаем друг другу руку. Благодаря нашим органам чувств, мы анализируем полученные сведения, получаем представления о них. Кроме этого, мы опираемся на прошлый личностный опыт и знания, которые уже у нас есть. Собирая всё это в одно целое, мы получаем полный спектр информации о каком-либо предмете или человеке. Методы восприятия материала основаны на процессах, которые связаны с психикой людей:

  • Мышление. Когда человек с чем-то знакомится, он вспоминает сведения, которые уже знает.
  • Коммуникация. Человек может назвать что-либо.
  • Эмоции. На разные явления человек реагирует по-разному.
  • Воля. Человек может организовать восприятие.

Основные типы восприятия информации

Теория о каналах восприятия принадлежит Нилу Флемингу, школьному инспектору из Новой Зеландии. Он установил, что человек познает мир с помощью пяти чувств. У психически здоровых детей развиты все каналы, однако всегда один из них доминирует.

При одинаковой подаче школьного материала одни дети успевают отлично, другие отстают. Это происходит не потому, что кто-то умнее или глупее, а потому, что информацию нужно преподносить различными способами и вид задач должен быть разным. Например, если учитель дает информацию исключительно на классной доске, то успевать будут только визуалы, другие же могут отставать в той или иной степени.

Психотип ребенка зависит от того, как он воспринимает окружающий мир. Существуют 4 типа восприятия информации:

  • с помощью зрения - ведущий визуальный канал;
  • с помощью слуха - ведущий аудиальный канал;
  • с помощью ощупывания предметов - ведущий телесно-чувствительный канал (кинестетический);
  • с помощью логических рассуждений - ведущий логический канал (цифровой, дигитальный).

дети визуалы

Дети-визуалы

Визуал воспринимает основную часть информации через органы зрения. Такие дети предпочитают наглядные пособия и красивое оформление. С одной стороны, эти люди много мечтают, фантазируют, мыслят картинками, с другой - им не чужда стратегия и четкое планирование.

Визуалы всегда думают о том, как выглядят со стороны и никогда не позволят себе одеться неопрятно. Дети-визуалы обычно не доставляют проблем своим родителям. Они могут долго рисовать, рассматривать картинки, работать с пластилином. Богатое мнимое мышление позволяет визуалам хорошо разбираться в графиках, диаграммах, схематических изображениях. Но вербальную информацию они усваивают с трудом.  Учиться им легче с наглядными пособиями: плакатами, слайдами, карточками.

Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.

Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

дети аудиалы

Дети-аудиалы

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» - это о ком угодно, но только не про аудиалов! Именно слух является главным каналом восприятия данного психотипа. Такие дети ловят интонацию собеседника, оценивают тембр голоса, им не важно, что говорят, важно - как. Аудиалу нетрудно узнать любого человека по голосу. У него прекрасная память и слух. Лучше не перебивайте аудиала - он этого не любит. «Слушатель» - большой любитель споров и невероятных историй, обожает музыку, знает на память много стихотворений, с удовольствием декламирует.  Предпочитает учиться по лекциям и аудиокнигам, не любит читать и писать.

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.

, дети кинестетики

Дети-кинестетики

Кинестетику, как воздух, нужны ощущения. Такие детки рано начинают ползать и ходить, им нужно постоянно находиться в движении: бегать, прыгать, играть. Концентрация внимания у них плохая. Кинестетик сверхчувствителен к одежде, ему постоянно что-то колет, давит, мешает.  Чтобы запомнить информацию, лучше собственноручно ее записать.  С тестами и лабораторными задачами они вполне справляются, а вот произведения даются тяжело.

Таким детям необходимы перерывы между занятиями для зарядки, полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением. Курсы ментальной арифметики помогут ребенку-кинестетику улучшить концентрацию внимания, справиться с забывчивостью, преодолеть рассеянность.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

, дети кинестетики

Дети-дигиталы

Дигиталу нужно все подробно логически осмыслить. Для этого он использует цифры и знаки. Такие люди любят четкие формулировки, аккуратную документацию. Дигитал выбирает смысл и функциональность, а не эмоции.

Такие дети обычно зажаты, прямые, скупы на жесты и похвалы, всегда контролируют то, что говорят. Для них сказанное слово - не пустой звук.  Данный тип близок к кинестетикам, но прежде чем что-то делать, он сначала решит, как это лучше воплотить в жизнь.

Это дети-исследователи, которые с радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а из-за любознательности. Такие дети без труда обучаются по книгам и конспектам, но в силу своей отрешенности и интроверсии не могут похвастаться хорошей моторикой и не ладят с физкультурой.

дети дигиталы

Как определить психотип ребенка?

Чтобы определить, к какому психотипу относится ваш ребенок, предложите ему сыграть в игру: пусть представит себя в лесу и опишет свои ощущения. Аудиал будет говорить о звуках: пение птиц, шелест листвы, шум дождя. Визуал «увидит» пейзаж: деревья, тропинки, небо. Кинестетик почувствует свежий воздух, мягкие листья под ногами. Дигитал будет думать о том, где раздобыть компас и карту, как выбраться из леса.

Родителям следует узнать психотип своего ребенка, чтобы эффективно выстроить учебный процесс. Но независимо от типа восприятия, нужно любить своих детей и заботиться о них - без этого успех в жизни маловероятен. Всем детям необходимы развивающие занятия, чтобы выявить скрытый творческий и интеллектуальный потенциал.

Хотите развить интеллектуальные способности вашего ребёнка?

Заполните форму, и мы подберем бесплатный урок, подходящий именно ему.

Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Отправка...

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Поделиться:

Запись на бесплатный урок

Введите телефон, и мы Вам перезвоним для уточнения деталей

Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Онлайн обучение
Обучение в центре
Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Отправка...

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Написать директору

Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Отправка...

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных