О том, какую роль играют сказки в жизни ребенка, говорится давно и много, но далеко не все взрослые осознают их важность. В некоторых западных странах родители не видят смысла читать сказки детям до пяти лет, потому что малыши еще не способны усвоить их суть и главные идеи. «Сказка ложь, да в ней намек» - распространенная пословица, которая призывает видеть в каждом детском произведении урок на будущее. Детские книги имеют не только развлекательное, но и познавательное значение, выполняют образовательные и воспитательные функции.
Почему так важно читать сказки детям?
Сказки в незатейливой форме учат ребенка общению, построению крепких человеческих взаимоотношений. По мнению многих ученых и философов, чем больше детям в детстве читают сказок, тем лучше для них. Сказки – это первый проводник для детей в многогранный и полный неожиданностей мир:
- Сказки учат детей адаптироваться к различным обстоятельствам. Даже во взрослом возрасте мы часто обращаемся к миру сказочных героев и учимся чему-то новому. Сказки дают возможность понять жизнь во всех ее проявлениях и научиться принимать решения в затруднительных ситуациях. Чтобы преподать ребенку уроки морали и нравственности, привить нужные ценности, можно в качестве инструмента использовать сказки. В каждой из них ребенок сможет найти необходимую информацию, которая поможет ему сформировать правильные жизненные ориентиры.
- Сказки учат контролировать эмоции. Сказки сквозь призму фантастики повествуют читателям о реальных жизненных проблемах, где добро побеждает зло. В безопасных условиях детям нужно понять, что от неудач никто не застрахован. Благодаря сказкам малыши тренируют такие качества, как эмоциональная стабильность, терпение, стрессоустойчивость и сила воли. Все это очень пригодится им в дальнейшем.
- Обучение грамотности и культуре. Сказки – не только отражение действительности в образах вымышленных персонажей, но и возможность научиться понимать аллегории, деликатно формулировать свою точку зрения.
- Сказки учат ребенка понимать структуру рассказа – определять время и место действия, героев произведения и их значение в общей сюжетной канве, понимать составные части сюжетной композиции. Кроме того, сказки учат видеть разницу между художественным и публицистическим, научным и официально-деловым литературными стилями. Понимая принципы построения рассказа, ребенок может самостоятельно анализировать содержание всех прочитанных произведений.
- Развитие фантазии и воображения. Знание имеет ограниченную природу, а фантазия дает человеку свободу мышления. Он представляет в голове самые невероятные вещи и события, создает неповторимые образы. Отсутствие фантазии делает мышление ребенка стандартным, лишенным креатива и яркости. Без развитой фантазии и богатого воображения у человека не может быть оригинальных идей, которые пригодятся в будущем для достижения успехов в выбранной деятельности.
- Развитие навыков аналитического и критического мышления. Со стороны родителей важно не только сказать ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо, но и объяснить, почему тот или иной персонаж не может стать образцом достойного поведения. На примере сказок это сделать проще всего.
- Сказки учат рассуждать. Обсуждение прочитанного вместе с ребенком учит его выражать собственные мысли и четко формулировать мнение о главных героях и сюжете произведения. Так сказки повышают словарный запас ребенка и улучшают его навыки разговорной речи.
Необходимо учитывать возрастные особенности детей
Нет смысла читать детям в 2-3 года сказки, которые в силу уровня развития они не смогут понять. Малышам лучше читать небольшие произведения, которые будут вырабатывать ассоциации и помогать познавать предметный мир. К двум-трем годам детей можно познакомить с такими сказками, как «Репка» и «Колобок». С трех-четырех лет дети отлично воспринимают сказки «Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Красная шапочка». С пяти лет дети смогут понимать более сложные сюжеты с необычными персонажами, например, «Золушка», «Щелкунчик». Родителям при выборе произведений следует руководствоваться своей логикой, а также вкусами самих малышей. Поэтому нужно спрашивать их о том, понравилась ли им сказка, и о том какая она – интересная или скучная, страшная или веселая, захватывающая или предсказуемая. Так удастся выбрать действительно интересные произведения, которые точно не оставят детей равнодушными.